Мишени на базе. баллистических ракет
Баллистические ракеты типа Р-5 и Р-12 сыграли роль ракет-целей при отработке в реальных условиях средст обнаружения, стрельбового комплекса первой в СССР системы противоракетной обороны и средств преодоления системы ПРО вероятного противника,
В 1958 году, по Программе создания отечественной системы противоракетной обороны, были начаты проводки баллистических ракет Р-2, Р-5 и Р-12 радиолокационной станцией дальнего обнаружения “Дунай — 2” и тремя РТН (радиолокатор точного наведения) в режиме БРУП (баллистическая ракета — условная противоракета), что позволило испытать в реальных условиях возможности РЛС по обнаружению баллистических ракет и оценитьь точность определения координат ракеты-цели.
При отработке огневых средств опытной полигонной противоракетной системы "А" на полигоне в районе озера Балхаш в качестве ракет-целей использовались боевые ракеты типа Р-5 (Р-5М) и Р-12.
Первый пуск противоракеты В — 1000 с боевой частью конструкции
А. В.Воронова по цели — баллистической ракете Р-5М произведен 24 ноября 1960 года с площадки N6 — стартовой позиции противоракет системы “А” на полигоне. Боевая работа и пуски: 8, 10, 17, 22, 23 и 30 декабря привели к потере шести ракет Р-5 и трех противоракет В-1000 без перехвата целей.
В конце марта стрельбы велись и по ракетам типа Р-5. На последующих стадиях испытаний при проведении отработки средств преодоления системы ПРО для отечественных баллис- тнческнх ракет запускаемые БР — мишени оснащались надувными ложными целями — “Верба”, раскрывающимися ложными целями — “Кактус”, аппаратурой постановки активных помех — “ Крот”. В целях оценки живучести боевых ракет типа Р-5 производились их пуски с головными частями, поврежденными осколками еще до старта.
Первый успешный перехват цели — головной части ракеты Р-12 противоракетой В-1000 с осколочно-фугас-
*- более подробно о ракетных комплексах — Карпенко А. В., Уткин А. Ф., Попов А. Д"Отечественные стратегические ракетные комплексы ". Обозрение. "Невский Бастион — Гингут". СПб. 1999.
ной боевой частью конструкции К. И.Козорезова (с дисковым полем поражения при медленном разлете поражающих элементов) был осуществлен 4 марта 1961 года. Всего в ходе испытаний было уничтожено 11 баллистических ракет различных типов, прямое поражение головных частей было зафиксировано в двух пусках по БР типа Р-5 и в трех пусках по БРтипа Р-12.
Успешные результаты испытаний системы "А" позволили к июню 1961 годазавершить разработку эскизного проекта боевой системы ПРО "А-35", предназначенной для защиты Москвы от американских МБР типа "Titan-2" и "Minuteman-2".
На заключительном этапе натурных испытаний всех элементов системы "А-35", проводившихся на полигонном варианте системы — комплексе ПРО “Алдан", в 1976-1977 годах были проведены 3 пуска противоракет А-350Ж по реальным целям — ракетам Р-12У (8К63У) и по условным целям типа БРР-12 (8К63)и Р-14 (8К65).
Немного о истории создания ракет Р-5 и Р-12, послуживших базой при создании мишеней для системы ПРО.
Работы по баллистической ракете дальнего действия с дальностью стрельбы более 1000 км начались в октябре 1947 года. Трудности с созданием отечественных кислородно-керосиновых двигателей вынудили перейти на разработку новой ракеты на базе конструктивно-компоновочных решений проекта ракеты Р-ЗА, которая получила индекс Р-5. Проектракеты Р-5 выполнен в октябре 1951 года.
Огневые стендовые испытания ракеты начались в 1953 году на филиале НИИ-2 в городе Загорске. Согласно Постановлению СМ от 13 февраля 1953 года летные испытания Р-5 должны были пройти на ГЦП (Капустин Яр). Первый успешный пуск на полную дальность состоялся 19 апреля 1953 года. При подготовке ракеты ко второму этапу испытаний в систему управления ракетой (разработана в НИИ-885 под руководством Н. А. Пилюгина) были введены изменения, изменениям подверглись и некоторые элементы конструкции. Второй этап летных испытаний с пусками ракет на дальность 1185 км проводился в октябре-декабре 1953 года. После проведенных на ракете доработок с августа 1954 года по февраль 1955 года проходил третий этап ЛКИ.
На основании Постановления СМ от 20 мая 1954 года на базе ракеты Р-5 была разработана ракета Р-5Рдля проверки в летных условиях возможности радиолокационного слежения наземными средствами за баллистическими ракетами дальнего действия. Было выполнено три пуска опытных ракет Р-5Р.
В 1955 году начались испытания модернизированного варианта ракеты Р-5М с ядерной боевой частью, которая стала первой стратегической ракетой в СССР.
|
гхТв>йГ
Стартовый комплекс баллистической ракеты Р-5
Техническая потция для обслуживания и подготовки баллистической ракеты Г-5
Баллистическая ракета типа Р-5 па параде в Москве
ІІЄССКНП БАСТИОН
Разработка комплекса с ракетой Р-5М (первонача іьпо имела индекс 8А62М) задана Постановлением СМ СССР от Юапреля 1954 года. Ведущим консіруктором по ракете был назначен Д Козлов
В консірукціпо ракеты были внесены измени іия: о і дел яемая головная часіь; тонкостенные топ швные баки несущей конструкции выполнены из листової о алюминиевого сп шва с внутренними шпангоутами, топливные баки имели наддув.
В целях повышения надежности системы управления ракеты впервые было применено резервирование отельных приборов и борювон кабельной сет и. Сне і сма радішу пра в — псиня разрабаїьівалась под руковод — сівом Б. М.Копой шва.
Характеристики |
Р-5М (8А62М, 8К51) |
Р-12 (8К63) |
Р-11 |
Р-17 (8К14, Р-300) |
9М21 |
Разработчик |
ОКБ-1 НИИ-88 |
ОКБ-586 |
ОКБ-1 НИИ-88 |
СКБ-385 |
НИИ-1 ГКОТ |
(МИТ МОП) |
|||||
Изготовитель |
заводы |
заводы |
завод |
завод |
|
№88 и №586 |
№166 и №586 |
№385 |
№235 |
||
Состояние |
на вооружении с |
на вооружении с 4 |
на вооружении с |
на вооружении с |
на вооружении с 6 |
21 нюня 1956 года |
марта 1959 года по |
13 июля 1955 года |
24 марта 1962 |
августа 1964 года |
|
по 1968 год |
1990 год |
года |
|||
Размеры, м: |
|||||
— длина |
20,8 |
22,1-22,77 |
10.449 |
11.164(11.77) |
8.96-9.1 |
■ размах стабилизатора |
3,452 |
1.8 |
1.8 |
1,8 |
|
диаметр фюзеляжа |
1.652 |
1.652 |
0,88 |
0.85 |
0.544 |
Число ступеней |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Масса стартовая, т |
28.4-28.8 |
41.7-42.2 |
5.4-5.5 |
5.95 |
2.3-2.4 |
Масса пустой ракеты, т |
4.39 |
3,15 |
1.65-1,68 |
2,076 |
|
Двигатель, тип: |
ЖРД |
ЖРД |
ЖРД |
ЖРД |
РДТТ |
— марка |
РД-ЮЗМ |
РД-214 |
8Д51І (С2.253) |
РІ1-30 |
|
— разработчик |
ОКБ-456 |
ОК]Б-456 |
ОКБ-2 НИИ-88 |
ОКБ-2 (КБХМ) |
|
— тяга, т |
44 |
64.8 |
8.3 |
13.38 |
|
— время работы, сек |
115,4 |
140 |
|||
— топливо |
.этиловый спирт |
ТМ-185 |
Т-1 (ТГ-02) |
ТМ-185 |
|
— окислитель |
жидкий кислород |
А -27И |
А -20И |
А -27И |
|
Дальності, полета, км |
1200 |
до 2080 |
80-150 (до 300) |
50-300 |
10-65 |
Скорость полета, м/с |
3016 |
1500 |
1080 |
||
Максимальная высота |
304 |
24-86 |
|||
полета, км |
|||||
Время полета, сек |
до 637 |
105-313 |
|||
Тип ПУ |
8У217 |
2П19 |
2П19 |
9П113 |
|
(тин и разработчик) |
(стартовый стол. |
(стартовый стол. |
СКБ-2 ЛКЗ |
СКБ-2 ЛКЗ |
СКБ ЗИЛ |
ГСКБ "Спецмаш”) |
ГСКБ "Спецмаш”) |
8У218 |
2П20 |
||
— * |
СКБ-2 ЛКЗ |
СКБ МАЗ |
|||
’ 9П117М |
отечественной печати приводится как
“Скад”).
Ракета Р-17 (8К14) создавалась для использования в составе оперативнотактического ракетного комплексе 9К72 (экспортный вариант — Р-300Э) и производила старт с мобильной колесной пусковой установки типа 9П117, смонтированной на автомобильном шасси повышенной проходимости типа MA3-543JITM (МАЗ-731 ОЛТМ).
Решение правительства о создании армейского ракетного комплекса 9К72 с ракетой оперативно-тактического назначения Р-17 принято в апреле 1958 года (Постановление СМ N378-181 от 1 апреля 1958 года). К концу года была разработана конструкторская документация, а в феврале 1959 года собран конструкторский макет ракеты. Отработки ракеты проводили совместно СКБ-385 и КБ Боткинского М3. В начале 1960 года на Боткинском М3 был изготовлен второй конструкторский макет и проведена корректировка документации. Летные испытания проводились по сентябрь 1961 года.
Серийное производство ракет было начато в 1961 году. В ходе серийного производства ракета Р-17 оснащалась’сменными боевыми частями. Заправка и слив топлива про- в одились только при горизонтальном положении ракеты.
Самоходная гусеничная пусковая установка “объект 810” — 2П19 разработана в СКБ-2 ЛКЗ (на базе шасси самоходной артиллерийской установки ИСУ-152, главный конструктор
В. П.Петров). Опытный образец СПУ — объект 810 проходил испытания в 1958 году, после чего установка была принята на вооружение в составе ракетного комплекса.
Транспортно-заряжающая машина — "объекте 11 ” — самоходная гусеничная машина разработана СКБ-2 Кировского завода.
В 1963 году СКБ-2 ЛКЗ были разработаны стартовые агрегаты "объект 816" массой 38 т (опытный образец) и "объект 817" массой 38 т (имел собственный кран для загрузки ракет).
Самоходная колесная пусковая установка 2П20 с консольным пусковым столом была разработана в СКБ МАЗ на базе автомобильного шасси МАЗ-535
В 1967 году была создана колесная самоходная пусковая установка 9П117, которая стала заменять гусеничную. В дальнейшем в комплексе была применена модернизированная колесная пусковая установка 9П117М, с которой были удалены элементы крановой перегрузки ракет.
В состав наземного оборудования комплекса входили автокран типа 8Т210 (на базе шасси автомобиля “Урал-375”), обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311, транспортировщики боевых частей 9Ф219
(на базе автомобиля ЗИЛ-І57КЕ-І), кощро іьно-провєрочная машина 9В41 (на базе автомобиля ЗИЛ-131 КО), компрессорная станиця типа УКС-400В-І57. заправщик горючего 8Т1, заправщик окислителя 8ТІ7. Контрольно-пусковое оборудование разработано в СКБ-626 (НИИ автоматики) под руководством главною консфуктора Н А. Ссмнхатовл
Мишень “Кабан" — аналог баллистической ракеты потенциального противника с высокими іегио-так — тичсскнмн характеристиками. Боевое применение мишени па понтонах начато во второй половине 1990-х юлов.
Для испытании новой зеннгио — ракетнон техники н гренпровок боевых расчетов ракетных комплексов Г1 ВО по перехвату тактических ракет с дальностью пуска 50-100 км были разработаны два варианта ракеты-мишени па базе баллистической ракеты 9М2І тактическою ракетного комплекса “Луна-М". Комплекс “Луна М" разрабатывался с 1961 года для замены ракет ного комплекса "Луна"*. Новый комплекс принят на вооружение в авіусте 1964 года.
На ракеІЄ-МНІПСНН інпа 9М21 устанавливаются трассеры у оснований стабилизаторов, боевая часть заменяется габарніно-массовмм макетом. Разработан и используется телеметрический вариант ракеты — мншенн с системой рсгистранни попаданий осколков зенитной ракеты.
•- (мисс пеиіретни о коитексе — Карпенко А. В., "Отечественные тактические ракетные ко шпеке ы". Прчюжение к военно-техническому сГшрнику "Невский Бас — ншеш". Выпуск 7 7*99. |
Запуск ракст-мптспей производится со штатных мобильных колесных пусковых установок інпа 9П113 комплекса 9К52 “Луна-М". Для транспоргновки РМ используются транспор іно-заряжаїоіцне машины типа 9Т291 (изготовитель — завод "Бар — рнкачы", Волгогра і), также как п П смонтированные на базе шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМ (БАЗ-135ЛМ). Время іерехода ПУ в боевое положение 15-30 минут, время подготовки ракеты к пуску — 10 минут, па перезаряжение пусковой установки требуется 20 минут.